Философия

Лектор
Станислав Жаринов

Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии естественных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова.

Что такое искусство, если убрать из него человеческое? На этом курсе мы пройдём путь от Ницше и Ортеги-и-Гассета до Фуко и Бодрийяра, чтобы понять, как философия меняла взгляд на культуру, ценности и мышление. Мы поговорим о дегуманизации искусства, экзистенциальной тоске, языковых играх и постмодернистских симулякрах — о том, как на рубеже веков рождается новое искусство, которому уже не нужны привычные оправдания.

Каждая лекция — это встреча с мыслителями, которые определили не только философию, но и искусство XX века. Мы разберём, как Кьеркегор и Камю превращают трагедию человеческого существования в основу эстетики, как Гадамер предлагает рассматривать культуру как бесконечный диалог, а Хейзинга утверждает игру как фундамент человеческого.

Философия здесь — не сухая теория, а инструмент, который позволяет по-новому смотреть на культуру и творчество. Мы будем искать связи между текстами философов и произведениями художников, режиссёров, писателей. 

В финале курса мы дойдём до постмодернизма — времени, когда умирает автор, а реальность превращается в симуляцию. И попробуем ответить на главный вопрос: если культура больше не обязана отражать «человеческое», то какой она может быть?

Место: школа masters, Софийская набережная 34с5, Москва

Курс проходит в рамках образовательной программы «Теория и история искусства 2.0».

Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.

План программы
29 октября

Человеческое, слишком человеческое. Часть 1. Дегуманизация искусства. Хосе Ортега-и-Гассет и Фридрих Ницше

В первой лекции цикла мы поговорим о философии Фридриха Ницще и его влиянии на XX век, а также об идеях Хосе Ортеги-и-Гассета, на которого Фридрих Ницше оказал очень серьезное влияние. Это будет разговор о ницшеанском проекте «освобождения» искусства от морали и логики, а также о концепции «дегуманизации искусства» Ортеги-и-Гассета. Какое искусство рождается на рубеже XIX и XX веков, когда оно перестает быть искусством «для всех», уходит от человеческой драмы?

5 ноября

Человеческое, слишком человеческое. Часть 2: Экзистенциализм

Во второй лекции цикла мы обращаемся к экзистенциальной философии как ответу на кризис гуманистических оснований искусства. Почему «человеческое» в искусстве становится не утешением, а тяжестью, как рождается эстетика абсурда. И как от темы бремени существования и разговора тяжести мы приходим к пониманию утверждения Жана Поля Сартра о том, что «экзистенциализм – это гуманизм». Мы поговорим о Серене Кьеркегоре, Мартине Хадеггере, Жане-Поле Сартре, Альбере Камю, а также об экзистенциальной философии великих писателей и режиссеров.

12 ноября

Философия языка и философия культуры: рождение семиотики, поздний Витгенштейн

Третья лекция курса будет посвящена лингвистическому повороту, который начался в философии конца XIX века. От работ Готлоба Фреге и Бертрана Рассела  к позднему Витгенштейну и его концепции «языковых игр». Мы также поговорим о становлении и развитии семиотики от Фердинанда де Соссюра до Ролана Барта, о том, как культура превращается в систему знаков. Искусство обретает структуру – вымышленную или реальную – поиском которой мы и займемся в этой лекции.

19 ноября

Культура как диалог. Герменевтика. (Г.Г. Гадамер)

Четвёртая лекция курса посвящена философской герменевтике Гадамера. В таком контексте культуру можно рассмотреть как процесс исторически обусловленного, но всегда не завершённого понимания. Мы поговорим о том как развивалась герменевтика до Гадамера, и что произошло с ней на рубеже XIX-XX веков.

26 ноября

Игра и культура: Йохан Хейзинга

В пятой лекции мы поговорим о концепции Йохана Хейзинги, сформулированной в его работе «Homo Ludens». Итак, культуру можно рассмотреть как производную от игрового начала. Что такое игра вообще, почему именно она, с точки зрения Хейзинги, лежит в основе искусства, религии, права? На лекции мы обсудим, как анализ игры игры дает возможность иначе взглянуть на природу художественного творчества и развития символических форм.

3 декабря

Постмодернизм: Мишель Фуко и Жан Бодрияр

В завершающей лекции курса мы поговорим о том, как постмодернизм трансформировал философию искусства, отказавшись от идеи автора и человеческого как центра процесса творчества. Мы рассмотрим идеи Мишеля Фуко и Жана Бодрияра, обсудим, как искусство становится симуляцией, иронией. Какие новые формы может обрести эстетика после «смерти автора» и «смерти реальности»?

Изображение: Иероним Босх, «Корабль дураков», Лувр. Общественное достояние. Wikimedia Commons